14.7 C
Kyiv
Четвер, 28 Березня, 2024

“25 процентов лучших украинцев” или обыкновенный фашизм

Анализируем феномен объединения приверженцев президента в группу “25 процентов” и ненависть, которую она продуцирует. 

В 1990 году режиссер Юрий Мамин снял фильм “Бакенбарды”. В нем исследуется природа тоталитарного элитаризма и его последователя фашизма/нацизма. Картина повествует о секте “пушкинцев”, которая прибывает в провинциальный город Заборск для установления своего порядка. В захолустье, где осыпаются здания, где бродят сонные люди, где заметны интенции к развалу “зефирного” и непрочного советского строя, уже витают в воздухе тенденции к зарождению радикальных смыслов. Молодежь, не замечающая приближение новых социо-экономических реалий, находит для себя ответы на онтологические вопросы в субкультурный движений. Проще говоря, пытаются самоидентифицироваться. Поэтому в Заборске существует две группы: либеральная, вестернизированная “Капелла” и советско-националистическая “Бивни”, слизанная с Люберцов.

Изначально “пушкинцев” было двое: Виктор (Виктор Сухоруков) и Александр (Александр Медведев). Они ходили по городу с тростями, носили кучерявые бакенбарды и отлично декламировали стихи Александра Сергеевича. Их основная цель – “спасти Россию”. В одной из перепалок с “бивнями” Виктор демонстрирует удивительное владение тростью со свинцовым набалдашником. Он один с легкостью избивает 10 противников. Показав силу, он заручается поддержкой у гоповатых качков и в последующем внедряет их в свою структуру. Теперь бывшие хулиганы маршируют, изучают биографию и творчество поэта, тренируются изящно владеть тростью и все как один носят черный костюм с белой рубашкой.

Получив под управление “штыки”, Виктор движется далее. Он начинает внушать членам группы, что они намного лучше остальных. Есть чудесный эпизод на территории завода, где проходят тренировки “пушкинцев”, когда Виктор с Александром присели справить нужду посреди внутреннего двора. Виктор произносит чудесную фразу, которая дополняет демонстрируемую картину:

– Люблю тебя, Сашка. Есть в тебе врожденный интеллигент. А я вот ощущаю нехватку этой интеллигенции. Да откуда ей взяться? Я же в простой семье родился, без кровей. А вокруг одно быдло (заправляет штаны), до всего сам доходил.

То есть режиссер нам показывает, насколько сама по себе эта интеллигентность и элитарность, позволяющая тебе считать, что вокруг быдло, является абсурдной, когда ты позволяешь себе гадить там, где живешь.

Логическим продолжением подобного партийного строительства является: “выбивание” конкурентов (“Капеллы”) с помощью провокаций и даже “Ночи длинных тростей”; договоренность с государственной властью, даже если она противоречит идеалам группы; захват власти и навязывание через страх и репрессии своей повестки.

Любая элитарность групп, будь то религиозная, политическая, социальная и т.д. несет в себе опасность желания доминировать над остальными. Это зачастую и приводит к нарушениям прав человека, к террору, к внутринациональному расколу, гражданским войнам, к тоталитарным режимам, к потери государственности и так далее.

И вот сейчас сторонники президента, создав тоталитарную, по своей сути, группу “25 %”, являются теми же “пушкинцами”. Они говорят, что сторонников Зеленского необходимо бить прикладом в зубы, они рассказывают, что они новая элита и аристократия, что у людей следует забирать права, что большая часть населения страны – это уроды, быдло и навешивают другие антисанитарные ярлыки с ватным привкусом, они проклинают большинство населения, желает ему сгореть в новом Майдане, обсуждают государственный переворот, возможность борьбы с властью с помощью запугиваний и многое другое.

Их не трогает полиция, СБУ и другие правоохранительные структуры. К ним довольно спокойно относятся приверженцы Зеленского или те, кто голосовал против Порошенко. И это правильно, потому что они сами себя нагнетают, сами в своей голове зацикливают идею, что все будет ужасно и катастрофично. Но это наши с вами граждане, которые, несмотря на весь этот тоталитарный психоз, могут и должны быть услышаны. С ними надо общаться и необходимо доказывать им свои позиции спокойно и адекватно. Но, опять-таки, это не касается тех ситуаций, когда тебя бьют на улице или в твою сторону звучат угрозы насильственной расправы.

С одной стороны, такая практика дифференциации – хороша для штаба Петра Алексеевича, поскольку позволяет удержать электорат до парламентских выборов. С другой стороны, очень тяжело удержать под контролем радикализированную структуру, как показала практика последних лет. И это грозит чередой проблем. Потому что, как бы Петр Алексеевич не старался уменьшить градус неадеквата в медийном пространстве, его сторонники продолжали нагнетать истерию с такими очевидными фейками, как с пророссийской женой Зеленского, наркоманией кандидата, финансированием кампании Сурковым и так далее.

Возможно, что штаб Порошенко давал команду продолжать нагнетать истерию, но смысл это было делать сразу после выступления на “Свободе слова”, где просматривался курс на примирение? В целом подобная рассинхронизация похожа на диссонанс в работе различных структур команды президента. Никто не ведает, что творит. А когда над группой теряется контроль, то она продолжает жить прежней жизнью, двигаясь по обозначенному пути. И делать такие вещи, которые не выгодны лидеру.

Что самое интересное, подобные месседжи распространяли те люди, которые боролись против фейков, пропагандировали демократические ценности, пытались навязать европейскую повестку дня. И в один прекрасный момент они превратились вот в такую озлобленную версию того, против чего они выступали. Все-таки, быть демократом, а не только это декларировать, – это разные вещи.

Более того, эти граждане не заметили, как оказались среди быдла. Подобное притягивает подобное. Если мне такие люди не нравятся, то я с ними общаться не буду.

Другой уровень проблем заключается в том, что сейчас на Facebook мы можем увидеть посты о том, как хэдхантеры не желают брать приверженцев Зеленского на работу, проверяя аккаунты в соцсетях, кто-то решил уволить работников, которые голосовали не за Порошенко, появилась новость, что на Львовщине учитель отказался работать с ребенком, потому что его отец голосовал за Владимира Александровича и так далее.

Это уже момент, когда виртуальное переходит в реальное и нарушает при этом базовые принципы функционирования общества. Этим вопросом должны заняться государственные органы, иначе мы получим очень серьезный раскол, который в паре с тезисом “мы лучшие украинцы, которые строят свою лучшую Украину” может привести к опасным последствиям, в том числе и к потерям территорий.

Просматриваются очень опасные тенденции. И каждому из нас необходимо успокоиться и начать диалог. Без него мы не сможем объединиться для противостояния нависшим над нами угрозам.

Антон Визковский

для ИНФОРМАТОРа

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.

ПО ТЕМІ

НАЙПОПУЛЯРНІШЕ

ОСТАННІ НОВИНИ

ПОДІЛИТИСЯ З ДРУЗЯМИ

ми у соцмережах

524,480Читачі>