11.5 C
Kyiv
П’ятниця, 26 Квітня, 2024

Левые наступают или обычная манипуляция

Сегодня издание Vox Ulkraine вместе с Kyiv School of Economics опубликовало “сенсационное” исследование, что большинство опрошенных украинцев в идеологическом спектре являются авторитарными левыми.

Конечно же, это не могло не вызвать бурю возмущений в социальных сетях и медиа. Чтобы описать свой страх от увиденного, люди готовы распространять панику говоря, что украинцы чуть ли не готовы видеть Сталина у государственного руля.

Успокойтесь, вами манипулируют. Проблема фейковых или манипулятивных соцопросов отлично сочетается с понятием постправды. Хотя, если говорить об информационном пространстве какой-либо эпохи (хоть компьютерно-цифровой, хоть догутенберговой), правда была весьма относительным феноменом. Кто имел силу и возможности распространять правду, того правда и была. Пропаганда, как явление, а также политтехнологии появились еще в Древнем Риме.

Если же говорить более конкретно, то вспомните соцопрос, который провели в прошлом году под названием “Современное понимание маскулинности: отношение мужчин к гендерным стереотипам и насилию в отношении женщин”. Общественность, как и сейчас, взволновали результаты. Многие стали писать, что вот мужчины в Украине настолько плохи, что 31% из них хоть раз в жизни совершал эмоциональное насилие. А 70% считают, что женщина должна быть хорошей домохозяйкой. Конечно, это вызывает шок и панику, если не смотреть отчет об исследованиях.

И когда мы открываем многостраничный документ, то замечаем, что один респондент мог выбрать несколько вариантов насилия, которые он совершал. И все ответы входили в подсчет процентов. И получалось, что процент мужчин ответивших в целом “нет” на вопрос о совершении когда-либо насилия оказался большим, нежели тех, кто сказали “да”.

Конечно же, когда вопрос поставлен: “Какой должна быть женщина?” и человеку предоставляют первыми ответы с негативным контекстом (хотя сам респондент не догадывается, что контекст негативный), особенно, если их несколько штук и они идут подряд, то он их и выберет.

Также никто не увидел, что количество парней в возрасте от 18 до 25 лет в меньших количествах совершают насилие или неправильно воспринимают женщину, нежели мужчины постарше. Что является позитивной тенденцией. Но зачем это выносить в инфографику?

Далее внимание привлекло то, что открытые вопросы задавались вместе с закрытыми. Социологи, с которыми удалось пообщаться, спорно относились к подобной методологии. Кто-то говорил, что подобное позволительно, а кто-то с этим не соглашался. Однако ответы на открытые вопросы в инфографики не внесли. Исходя из них становилось понятно, что некоторые мужчины совершали эмоциональное насилие в ответ на подобное эмоциональное насилие. Что некоторые мужчины эмоционально взрывались из-за провокаций партнерши. Стоит отметить, что для полноты картины женщин никто не опрашивал. Тяжелые условия труда (сверхурочные) и алкоголизм также становились причинами эмоционального и других видов насилия.

Самой интересной частью были выводы. Как вы думаете, стоит ли бороться с алкоголизмом в стране, менять условия труда или прививать культуру обращения к психологам  за помощью (лишь 1% мужчин обращается)? Нет! Необходимо увеличить финансировать НГО и грантовых организаций для медийного освещения проблем маскулинности.

После подобных выводов возникают сомнения о том, для чего проводились исследования. Хотя я не отрицаю, что ситуация с домашним насилием в нашей стране катастрофическая. Её необходимо решать, но не путем манипуляций.

Если перенести это на исследования VOX, то сразу задаешь вопрос: “А по каким критериями они решили измерять политический вектор?” Ведь все эти оси координат являются очень условными. Упустим разговор о постмодерновом мире, где идеологии и смыслы пересекаются и перемешиваются. Критерии того, является ли определенной воззрение “правым” или “левым”, весьма условные.

Кто-то берет за основу роль государства в жизни человека, кто-то – экономику, кто-то – вовлеченность человека в общественные процессы. Некоторые берут градации современных политологов, а некоторые смотрят на ситуацию с времен Французской революции. Соответственно, одни считают СССР левым государством, другие – нет. Я не раз сталкивался, когда позицию о необходимости защиты прав и свобод человека со стороны государства считали “левой”. Хотя, почему её не могут придерживаться “правые”? Еще сложнее становится, когда мы углубляемся в детали. Например, “левые” экономические позиции встречаются у партии “Свобода” и “Компартии”. Хотя первые официально ставят представителей нации по крови и почве во главу социальной пирамиды. Что уже никак не отвечает понятию “левые”. После революции Достоинства “регионалы”, которые были “правыми” во время правления, стали “левыми” по отношению к действующей власти, ибо хотели (и хотят) свергнуть существующий режим. Анархо-капитализм – это правая идеология, хотя такие методы реализации идеологии, как антигосударственность, а иногда и агоризм являются “левыми”. В целом продолжать можно до бесконечности.

Поэтому я не удивился, когда открыл исследование и увидел, мягко говоря, странные вопросы.

Первый выстрел в голову: “Граффити на стенах – это искусство?” Я вот даже не знаю, как этот вопрос должен показать политический вектор. Если граффити портит коллективную собственность жильцов дома, то это “левый” вектор, а если оно согласовано с жильцами, то это “правый”? Или тоже “левый”, ведь кто-то из жильцов не захотел, чтобы его кусок стены портили, а значит был нарушен принцип частной собственности?

Идем далее. “Смертная казнь должна быть возобновлена?” Так вроде бы “правая” капиталистическая Америка – это одна из немногих развитых стран, в которой есть “смертная” казнь. Разве нет?

Вот еще интересные вопросы: “Необходимо ли однополым парам предоставить право на составление официального договора?” и “Употребление легких наркотиков не должно быть преступлением?”. Такие позиции могут исповедовать как социалисты, так и правые либертарианцы.

Этот пункт требует отдельного рассмотрения: “Украине необходим сильный лидер с неограниченными полномочиями”. Хотелось бы напомнить, что именно украинские правые либертарианцы из сайта “Петр и Мазепа” продвигали идею, что нам необходим диктатор южнокорейского типа. Этот тезис не раз слышался от пропагандистов Порошенко. Поэтому я даже не знаю, “левую” или “правую” авторитарность измеряет этот вопрос.

“Отсутствие государственного регулирования цен позитивно влияет на экономику?” Простите, а какая ситуация? Если предприниматель создает искусственные демпинг, становясь монополистом, то где здесь позитивное влияние? Нет конкуренции, нет развития, нет улучшения уровня продукции, а соответственно, нет и рабочих мест, и поступлений финансовых средств в бюджет.

Или человек не может купить у монополиста жизненно-важное лекарство, он умирает, а соответственно, вместе с ним погибает и трудовой потенциал.

И таких вопросов очень много. Каждый из них требует рассмотрения в конкретной ситуации. Более того, вместе с результатами VOX следует учитывать историческо-политический временной разрез.

Если люди отвечают, что хотят жесткого лидера с полномочиями, то они хотят не жить при политическом, правовом и правоохранительном хаосе, который правит в нашей стране. Нужны примеры? Недавнее убийство 5-летнего мальчика пьяными полицейскими.

Люди напуганы, и они хотят остановить приближающуюся катастрофу. Они хотят от государства гарантий, поскольку не понимают смысл существовании системы налогообложения. Ты платишь государству за услуги. Только тебе никаких услуг не предоставляют. А дальше СМИ показывают очередной коррупционный скандал.

Если причины и следствия. Поэтому эти исследования из-за своей глупости ничего не значат. Это манипуляция и простая пропагандистская чушь. Обратите внимание на количество людей, оказавшихся в поле “авторитарные левые” – 73%. Один вопрос: “Почему не 75%”.

Антон Визковский 

для ИНФОЛАЙФа

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.

ПО ТЕМІ

НАЙПОПУЛЯРНІШЕ

ОСТАННІ НОВИНИ

ПОДІЛИТИСЯ З ДРУЗЯМИ

ми у соцмережах

524,480Читачі>