2.6 C
Kyiv
Понеділок, 17 Березня, 2025

Брюс Стерлинг в гостях у Януковича. Интервью с отцом киберпанка

Отец киберпанка Брюс Стерлинг в 2014 году приехал в Межигорье к Виктору Януковичу и рассказал, что он думает о Киеве, ЕвроМайдане и будущем научной фантастики.

Когда я увидел имя отца-основателя американского киберпанка в списке докладчиков на конференции #mezhyhiryafest, устроенной в бывшей резиденции Януковича, то не поверил своим глазам. «Это наверное, какой-то другой Стерлинг?», — спросил я у одного из сербов-организаторов. Меня заверили, что Стерлинг тот самый, и вскоре мы встретились.

Фото – Олег Шинкаренко

Почему вы решили приехать в Украину да еще и посетить резиденцию бывшего президента Януковича?

Моя жена принимает участие в работе белградского фонда «Share Foundation». Она знает множество активистов оттуда. «Межигорье Фест» — это одно из многих мероприятий, которое поддержал «Share Foundation». Мне прислали письмо с приглашением сюда, и я был очень рад возможности посетить Украину. Я здесь впервые. В резиденцию Януковича я приехал по просьбе моих белградских друзей, потому что я им доверяю. Мы, конечно, не поехали на их мероприятие в Бейрут, но в Белградских встречах участвуем постоянно. Они сказали мне, что в Киеве будет очень интересно, и правда — тут действительно очень здорово!

Фото – Олег Шинкаренко

Вы уже побывали где-нибудь, кроме Межигорья?

Да, сегодня мы побывали на Майдане.

И какие ваши впечатления? Пару месяцев назад в сети была очень популярная фотография «Киберпанк в Киеве». Вы заметили что-нибудь подобное?

Не хотелось бы говорить «Я видал кое-что и похуже», но ведь так оно и есть. Конечно заметны следы серьезных разрушений поблизости от Майдана до правительственного квартала. Это впечатлающий своим катастрофическим видом район, там хорошо заметны следы недавних серьезных столкновений. То, что протестующие победили в такого рода схватке, вообще довольно необычно. Я также был впечатлен размерами Киева. Даже не представлял себе, что он такой огромный. Наверное, как Берлин или Даллас в штате Техас, откуда я родом. Просто огромная территория. И еще у него прекрасная форма. Это просто чудо, что все столновения в центре не нанесли никакого ущерба остальным районам города.

В центре была настоящая кровавая резня.

Да, но это не выглядит так, как могло бы, скажем, после танковой атаки или ковровой бомбардировки. Конечно, там было более сотни трупов, но город не разграбили. Я не заметил последствий от огромных пожаров, все мосты сохранились, светофоры работают, магазины открыты, люди на улицах продают сувениры. Это очень необычно и удивительно.

Фото – Олег Шинкаренко

А что бы вы сказали о духе Киева, его настроении?

Я застал короткий период временного правительства, когда люди говорят: вот эти первые сто дней, посмотрим, что будет дальше. Вообще же все очень напоминает типичное общество восточно-европейской столицы после событий 1989 года.

Киев — типичная восточно-европейская столица?

Не сказал бы, что типичная. Я был во многих городах Европы, как восточной так и западной. Там все очень разнообразно. Между Балканами и странами Балтики живут миллионы людей, исповедующих разнообразные религии, говорящих на разных языках, имеющих свои кулинарные пристрастия. Но Киев, конечно, не типичный, потому что он — огромный. В самом деле огромный город. Такой же огромный, как города в Техасе с их по настоящему большими зданиями. Тут огромная река Днепр, озеро, которое у нас перед глазами — ведь оно просто коллосальных размеров, выглядит, как море. Его размеры просто поразительны. Возможно, в Украине есть еще десяток подобных озер, однако это — просто невероятно.

Вы как-нибудь отразите увиденное в ваших статьях?

У меня не было специального задания для этого, никто ничего такого не заказывал, но, конечно же, я тут сделал много фотографий и размещу их в моем аккаунте на Flickr, в блоге и на твиттере. У меня на блоге в Tumblr больше 50 тысяч подписчиков и еще 30 тысяч на твиттере. Я не собираюсь писать книгу об Украине, конечно, потому что пока плохо представляю ситуацию здесь, но очень быстро узнаю обо всем.

Актуален ли киберпанк сегодня, когда большинство из фантастических новшеств, составляющих его мир, уже превратилось буквально в предметы бытовой техники?

Это забавное представление. Как если бы, скажем, все стали говорить: «Ну, зачем нам читать творчество битников, мы все теперь сегодня живем, как битники, все уже курим марихуану, все разводимся, так что со всеми этими битниками, можно сказать, покончено. Вымерли они. Забудем». Определенно, мы живем в кибернетическом мире, но он еще не настолько кибер, насколько собирается стать. Впереди нас ожидают просто невиданные технологии. Через двадцать лет мы будем смотреть на наш сегодняшний мир, как сейчас смотрим на 1990-е годы.

Мне кажется, сегодня писать нечто в стиле «киберпанк» очень старомодно.

Согласен, но мне все равно. Однако я пишу научную фантастику, не задумываясь об этом. Недавно я писал для журнала «Technology Review Magazine». Множество людей пишут в этом стиле, пытаясь спрогнозировать будущее. Именно об этом я буду говорить в моей завтрашней лекции перед журналистами, о будущем в медиа-технологиях, об их эволюции.

Я только что опубликовал свой роман «Кагарлик», в котором есть элементы кибер-панка, там идет речь о копировании сознания в Украине в 2114 году.

Люди любят читать о подобных вещах, в украинской, польской и русской литературах существует традиция такой литературы, там много крупных писателей-фантастов. Восточная Европа и СССР славятся своими писателями и кинорежиссерами, работавшими в жанре научной фантастики.

Вы знаете кого-нибудь из них на пост-советском пространстве?

Однажды я был в Москве и брал интервью у одного из братьев Стругацких. Вообще я когда-то перечитал много советской научной фантастики. Когда меня спрашивают о моем любимом научно-фантастическом фильме, то я всегда говорю: «Аэлита, королева Марса» Якова Протазанова, снятый еще в 1924 году. Этот фильм очень отличается от всего того, к чему мы привыкли, прежде всего своим дизайном, выдержанном стиле советского конструктивизма. Говорят, что киберпанк — это разновидность дистопии, а советские люди жили в этой дистопии да еще и снимали о ней фильмы. Ничего подобного нельзя встретить нигде в мире.

У меня с собой есть книга писателя, которого я считаю своим литературным ментором. Взгляните, это коллекция эссе Брайана Олдиса. Брайан сказал мне когда-то одну вещь, которую я запомнил надолго: «Писатели фантасты детально изображают жизнь на Марсе, но их совершенно не беспокоит то, что происходит, например, в Малайзии». Это прекрасный совет для хорошей литературной карьеры. И я тогда сказал себе: «Я буду беспокоиться о Малайзии». Я много путешествую и интересуюсь тем, что происходит за рубежом. Даже если мне удается узнать немного, я потом восполняю пробелы, читая об этой стране. Я обязательно запомню эту поездку в Украину, и моя жена тоже ее запомнит.

Олег Шинкаренко 

для ИНФОРМАТОРа

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.

ПО ТЕМІ

НАЙПОПУЛЯРНІШЕ

ОСТАННІ НОВИНИ

ПОДІЛИТИСЯ З ДРУЗЯМИ

ми у соцмережах

524,480Читачі>